Финансовая Россия,
3 февраля 2003 г.
Страховщики из ТЭКа рвутся на свободу
511 просмотров
В последнее время в российском страховании обозначилась важная тенденция — дочерние страховщики предприятий топливно-энергетического комплекса (ТЭК) стремятся к выходу на открытый рынок. Сейчас у многих из них доля материнских структур в общем страховом портфеле составляет не более 50-60%.
Связи, которые не «ржавеют»
Взаимодействие предприятий ТЭКа и страховых компаний началось несколько десятков лет назад, когда еще государственные образования «Ингосстрах» и в меньшей степени «Госстрах» (ныне «Росгосстрах») страховали поставки энергоносителей из СССР на экспорт. «Чиновники от топливно-энергетического комплекса, перешедшие после 1991 года в частные энергетические и добывающие компании, старались сохранять старые связи в страховании. Но со временем «Ингосстрах» потерял часть своих позиций на этом рынке, одновременно став лидером в перестраховании рисков ТЭКа», — говорит эксперт рынка Андрей Сазонов. (Страховые компании перестраховывают крупные риски в других фирмах, в том числе на Западе.)
«С начала 90-х годов нефтяные и энергетические концерны стали создавать дочерние страховые структуры — так называемые кэптивные, или карманные компании, — рассказывает Николай Николаев, глава управления по связям с общественностью Ассоциации страховщиков предприятий ТЭКа (АСТЭК). — Так как речь шла о специфических сложных рисках, большую часть персонала новых фирм составили специалисты, перешедшие из компаний-учредителей. «Лукойл» создал целый ряд структур, объединившихся затем в страховую группу «Лукойл», компания «Юкос» учредила «Юкос-Гарант», позднее вошедший в группу «Прогресс-Гарант», «Газпром» обзавелся кэптивом «СОГАЗ». «Транснефть» и «Сургутнефтегаз» создали страховщиков с одноименными названиями, «Ростовуголь», «Воркутауголь», «Кузбассразрезуголь» и другие угольщики учредили «Геополис». Дальнейшее развитие этих компаний было достаточно схожим, потому что одинаковыми были проблемы. Позднее они объединились в АСТЭК с целью увеличить возможность принимать на себя крупные риски». Отдельную группу страховщиков, работающих с ТЭКом, составили крупные независимые компании, такие как «РОСНО» и «РЕСО-Гарантия». Сейчас интерес к «плаванию в открытом море» проявляют практически все крупные компании — «Прогрес-Гарант», «Энергогарант» (ранее входил в «РАО ЕЭС»). «Альфа-групп», владеющая ТНК, путем слияний и поглощений образовала компанию «Альфа-страхование» — не только и не столько для обслуживания собственных рисков, сколько для работы на общем рынке. Компания «НИКойл», являющаяся структурой «Лукойла», приобрела Промышленно-страховую компанию. В результате сегодня практически у всех предприятий ТЭКа есть свои страховщики (причем у некоторых по нескольку), и большинство из них активно работает на универсальном рынке. Сила — в энергии?
Причины выхода «карманных» компаний из тени материнских структур кроются в том, что ресурсы для развития страхования в ТЭКе практически исчерпаны. Это касается всех основных отраслей — нефте— и угледобычи, а также энергетики.
Так, основной риск в «нефтянке» связан с возможностью возникновения пожара на нефтеперерабатывающих заводах. Большое количество летучих взрывоопасных смесей, их высокие концентрация и давление, повышенные температуры неизбежно увеличивают риск возгорания. Сумма ущерба при этом может составлять сотни миллионов долларов. Неудивительно, что большинство российских НПЗ уже давно застрахованы в кэптивных компаниях: предприятия «Роснефти» — в «Нефтеполисе», «ЮКОСа» — в «Прогресс-Гаранте», ТНК — у относительно независимых «РОСНО» и «Альфа-Страхования» и т.д. Основная часть этих рисков перестрахована на Западе, поскольку общая емкость российского страхового рынка существенно меньше стоимости одного завода. Появление не охваченных полисом страхователей связано со строительством НПЗ, а это дело слишком дорогостоящее в современных условиях. Теоретически заключение новых договоров могли бы обеспечить угольщики. «Компаниям отрасли нужно страхование специфических рисков, оборудования, парка машин, — говорит Николай Николаев. — Нельзя также забывать, что это огромнейший социальный блок. Здесь работают десятки тысяч человек, которых нужно страховать от несчастных случаев».
Существует так называемый тройственный союз — правительство, «Росуголь», шахтерские профсоюзы, — который обязал владельцев шахт обеспечивать своих работников соответствующими полисами. Однако в отличие от государственных структур частные компании часто пренебрегают этим правилом. Да и сами отчисления, выплачиваемые по полисам, слишком малы — пенсии шахтерам нередко составляют 250-500 рублей. Страхование оборудования и ответственности владельцев шахт развито еще меньше. (Кроме непростой ситуации в целом по отрасли, здесь играет свою роль традиция закрывать шахту после аварии со всеми дорогостоящими агрегатами, если в ней остались тела погибших.) Как и добывающая отрасль, энергетика нуждается в страховании своих рисков, но практически не занимается им. По крупным убыткам на электростанциях наиболее распространенное событие — поломка турбины, самого хрупкого агрегата. (Стоимость турбины мощностью 200-500 МВт может доходить до нескольких миллионов долларов.) Поломки случаются из-за дефекта по вине завода-изготовителя, погрешностей и ошибок при сборке, попадания в турбину инородных частиц. Нередко агрегат нельзя починить на месте, его приходится разбирать и отправлять ротор на завод-изготовитель для замены. Ремонт может затянуться, так как турбины, естественно, не лежат на складе про запас. «Данный вид страхования актуален, — делают вывод страховщики и тут же оговариваются, — но практически не покупается клиентами». Оборудование большинства российских электростанций настолько старое, что имеет балансовую стоимость, близкую к нулевой. Изношенные агрегаты сложно страховать. При их реальной стоимости, условно говоря, в $200 тыс. аналогичные новые стоят $2 млн. Если такое оборудование ломается, приходится покупать новое, так что страховать его по остаточной стоимости нет смысла. Страховать же изношенную технику по цене новой тоже никто не станет.
КОРЕНЬ В.
Вся пресса за 3 февраля 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Игроки, Огневое страхование, Сотрудничество
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
13 ноября 2025 г.

|
|
Вечерняя Москва, 13 ноября 2025 г.
Водителей предложили проверять на наличие диагностической карты по камерам

|
|
cbr.ru, 13 ноября 2025 г.
Продлены полномочия финансового омбудсмена Татьяны Савицкой

|
|
Автостат, 13 ноября 2025 г.
Таксопарки призвали усилить наказание для водителей без полисов ОСАГО

|
|
ТАСС, 13 ноября 2025 г.
ЦБ продлил полномочия Савицкой на посту финуполномоченного по правам потребителей финуслуг

|
|
Автостат, 13 ноября 2025 г.
Названы главные проблемы в страховании автомобилей такси

|
|
ТАСС, 13 ноября 2025 г.
ГД приняла в I чтении законопроект о продлении ЦБ спецполномочий на 2026 год

|
|
Финмаркет, 13 ноября 2025 г.
В 1-м чтении принят законопроект о продлении действия ряда временных полномочий ЦБ РФ на финрынке

|
|
Интерфакс, 13 ноября 2025 г.
РСА предложил отслеживать по камерам наличие у водителей в потоке карт о пройденном ТО

|
|
МК в Мурманске, 13 ноября 2025 г.
Суд обязал северянина вернуть деньги страховой за аварию

|
|
Российская газета онлайн, 13 ноября 2025 г.
Эксперты: Рейтинг автошкол - идея здравая, но как он будет формироваться

|
|
Медвестник, 13 ноября 2025 г.
ВС РФ подтвердил запрет на использование медоборудования в лизинге по ОМС для платных услуг

|
|
Известия онлайн, 13 ноября 2025 г.
Госдума приняла законопроект о рейтинге автошкол

|
|
Агентство городских новостей Москва, 13 ноября 2025 г.
Страховщики предлагают вместе с ОСАГО проверять карту техосмотра по камерам

|
|
Коммерсантъ онлайн, 13 ноября 2025 г.
КС обязал усовершенствовать систему взносов на деятельность финансового омбудсмена

|
|
ТАСС, 13 ноября 2025 г.
КС постановил усовершенствовать закон о финансовом омбудсмене

|
|
Интерфакс, 13 ноября 2025 г.
Мэрия Анапы увеличила требования к владельцам танкеров из-за разлива мазута до 670 млн руб.

|
|
МК в Поволжье, Самара, 13 ноября 2025 г.
В РФ идет активное обсуждение реформы ОСАГО: водителям авто грозят изменения

|
 Остальные материалы за 13 ноября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|